Ее юбки умели петь: украинская легенда Голливуда

35 лет назад, 18 октября 1983-го, в Нью-Йорке умерла Варвара Каринская, что получила самую престижную награду в мире кино.

Її спідниці вміли співати: українська легенда Голлівуду

В 1949-м известные американские и иностранные актеры, режиссеры, сценаристы, стоя, аплодировали импозантном 63-летней даме, которая получила «Оскара» за лучший дизайн костюмов к фильму «Жанна д’арк». В кинобизнесе лауреата знали как Барбару Каринську. Только родные называли эту женщину ее настоящим именем – Варвара.

Варвара Каринская родилась в 1886 году в Харькове и является одним из 10 детей местного купца-миллионера, текстильного магната Андрея Жмудского. Девушка с детства занималась танцами, музыкой, но была обучена и ремеслу – хорошо разбиралась в тканях, мастерски шила и вышивала.

В начале 1920-х годов Варвара Андреевна, жена известного юриста Николая Каринського, открыла в Москве ателье по пошиву модных одежды и шляпок, антикварную лавку и школу вышивания. Однако Советская власть национализировала все, эпоха Нэпа была недолгой. Женщина быстро сообразила, что в Стране Советов ей ничего не светит. Воспользовавшись добрым знакомством с наркомом просвещения А.Луначарским, Каринская уехала с детьми в Европу – якобы для организации выставки работ юных дизайнеров одежды. Несколько раньше в Германию уехал Николай Каринський.

К «деловой поездки» Варвара хорошо підготувался: в подкладку его пальто были вшиты стодолларовые купюры, а в шляпке дочери Ирины – фамильные бриллианты. Натуральные жемчужины украшали выставочные костюмы. Поэтому с базовым капиталом в эмигрантки проблем не было. После Германии в жизни Каринской был Париж, а там – сотрудничество с гениальными Сальвадором дали и Марком Шагалом, создание моделей одежды по их эскизам. Из столицы мировой моды Каринская выехала в 1939-м, накануне войны. В США ее ждали большие возможности.

В Нью-Йорке бывшая харьковчанка доказала, что и после 50 лет можно начать успешную карьеру. Каринская взялась за моделирование костюмов для бродвейских спектаклей, голливудских фильмов и балета. Это с ее легкой руки танцовщицы сменили тяжелые пачки на легенькие, что держали форму благодаря конским волос. Ранее в балетные пачки вшивали проволочный каркас, это поддерживало нужную форму, но очень мешало танцовщицам. Балерины в обновленных, словно невесомых юбках дизайна Каринской чувствовали себя гораздо комфортнее. Да и визуально они выглядели эффектнее. Каринская не только отказалась от металла, но и мастерила юбки из 10-12 слоев тончайшего шифона так, что верхние были короче нижних. Мастерица удачно подбирала разные цвета тканей, чтобы костюм хорошо отражал свет софитов.

Критики The New York Times называли костюмы Каринской «визуальной музыкой». А основатель американской школы балета Джордж Баланчин, с которым украинку связывали 30 лет сотрудничества, – «Шекспиру костюма». Впрочем, до 1949 года лицо дизайнера знали только в ее близком окружении.

Все изменилось с выходом на экраны исторической ленты «Жанна д’арк» Виктора Флеминга. Каринская собственноручно разрабатывала дизайн костюмов для главной героини, роль которой исполнила молодая талантливая Ингрид Бергман. Мастерица изучала антикварные гравюры с образом Жанны и все сделала для того, чтобы одежда Орлеанской девы выглядел аутентично. Результат – «Оскар» за дизайн костюмов. А через четыре года была еще и номинация за фильм «Ганс Кристиан Андерсен».

За свою карьеру Каринская создала около 10 000 костюмов. Некоторые вышила собственноручно. Сейчас большинство из них хранятся в музеях и частных коллекциях в США.

Сценическая одежда для балета «Венский вальс» Каринская сшила, когда ей исполнился 91 год. До самой смерти 18 октября 1983 года дизайнер была энергичной и полной идей.