Этот день в истории: родился основатель украинской классической музыки Николай Лысенко

Лысенко – один из первых интерпретаторов «Кобзаря» Шевченко (автор свыше 80 вокальных произведений разных жанров).

178 лет со дня рождения Николая Лысенко (1842-1912), украинского композитора, пианиста, дирижера, педагога, общественного деятеля, основателя украинской классической музыки. Выпускник Киевского университета, учился в Лейпцизькій и Петербургской консерваториях.

 

В 1904 году открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу, через год возглавил общество «Боян», в 1908 году основал и возглавил «Украинский клуб».

 

Лысенко обогатил музыкально-сценические и вокальные жанры украинской музыки, был основоположником ее инструментальных жанров. Композитор является автором 9 опер (в т. ч. «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба», «Энеида», детских опер «Коза-дереза», «Пан Коцкий»), оперетты «Черноморцы», многочисленных фортепианных произведений, хоров, романсов, песен.

 

Лысенко – один из первых интерпретаторов «Кобзаря» Шевченко (автор свыше 80 вокальных произведений разных жанров). В свое время Николай Лысенко был не только украинским композитором № 1. Он был одной из центральных фигур всей украинской культуры. В доме Лысенко бывали известные писатели, музыканты, артисты, художники. Среди самых известных – Иван Франко и Леся Украинка, Михаил Коцюбинский и Николай Садовский, Нечуй-Левицкий, Кропивницкий и многие другие.

 

Полвека отдал Николай Витальевич композиторской работе, но «кормила» его и его многочисленную семью исключительно преподавательская деятельность. Как пишет Максим Рыльский в статье «Рыцарь украинской песни», «…непримиримость и последовательная принципиальность были, собственно, причиной того, что первостепенный пианист и чудесный дирижер, который мог себе сделать блестящую концертную карьеру, …всю жизнь оставался скромным учителем фортеп’янної игры, только на склоне лет возглавив собственную музыкальную школу, но и тогда никаких материальных богатств не купив, а творчества своей отдавая лишь урвані от ежедневной педагогической работы минуты… А как писал Николай Лысенко свои знаменитые оперы? Он писал их в невозможных условиях. Ведь тогда и мысли не было о создании украинского оперного театра, лучше, о чем можно было мечтать, – это щадящая осанка оперы в одном из российских театров «между прочим» или выполнение ее любительским кружком… И то и то давало больше разочарований, чем творческой радости…»

 

Одним из главных препятствий в музыкальной деятельности Лысенко была цензура.

 

В одном из писем Ивана Франко композитор пишет: «Надо Вам знать, что цензура… с новым царствуванням стала бешеной и яростной, как никогда до того. Уже дошло до того, что запрещаются обычные сборки бытовых песен, чтобы и звука не было украинского. Они стремятся к полному уничтожению слова, звука, всего, что только имеет украинский дух».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *