Кинематографическая история: рецензия на «Летающий джаз» Эдуарда Тополя

В книге The Flying Jazz Эдуарда Тополя (К.: Саммит-Книга) говорится о Эрос и Танатос в условиях бомбежек и нацистских атак на Украину и мир.

Совершенно романтическая история, которая возвышает человека и показывает, что барочные случайности случаются и в ХХ веке.

Перед нами история, которая в совершенно голливудском духе утверждает всепереможність любви и несгибаемость человека, который даже в условиях войны способна чувствовать прекрасное.

Сочинение Е. Тополь кинематографический, визуальный, панорамно зримый: так и видишь, читая книгу, как можно было бы экранизировать тот или иной эпизод.

В конце концов, The Flying Jazz — замечательный материал для фильма, который будет захватывать искренностью чувств и эмоций, неожиданностью зигзагов судьбы, удивительным переплетением исторического и личностного, общего и конкретного, планетарного и украинского.

История разворачивается в Полтаве, где волею рока встретились две судьбы и вопреки всем почувствовали минуту истинного счастья, как в «Моменте» В. Винниченко.

Любви между американским военным и украинской девушкой спонтанное и возвышенное, настоящее и такое, что побеждает смерть. История, которую рассказывает Эдуард Тополь, напоминает одну из новелл «Декамерона» Дж. Боккаччо. Во время «чумы» люди способны творить-рассказывать удивительные истории, которые спасают от зла.

В «Летающем джазе» имеем не историю, а життєтекст: литература, кажется, всегда будет проигрывать жизни в умении подбрасывать сюжеты, которым веришь, которые поражают, которые возвышают над обыденным. История Е. Тополь именно из таких.

То, о чем рассказывает рассказчик, покоряет ураганом искренности и подлинности, которые можно пережить только в ситуациях сложного экзистенциального выбора. Про такие ситуации писал Эрнест Ґемінґвей в романах вроде «Фиеста».

Книга The Flying Jazz транскультурна в своей сути: перед читателем история персонажей, которые принадлежат разным странам, разным мирам: освободитель и плененная времени… Извечный метафорический образ — в украинско-американском диалоге.

История любви, переплетенная с трагическим страницам истории, накладывается на еще один мотив: музыка, что дает возможность персонажам дистанцироваться от реальности абсурда и боли, который человеческая сущность не способна выдержать.

Джаз, который привозят американские военные, становится тем инструментом, который емансипує душу и утверждает веру: после самой темной ночи наступит утро.

Эдуард Тополь написал историю, которая раскрывает доселе не известную страницу Второй мировой войны. Эпическое полотно картины сочетаются с минималистично точными сюжетами, живописными описаниями украинского города, в которое влюбляются американские военные. На основе киносценария можно снять фильм, не хуже «Перл Харбор».

Здесь есть экшн, экзистенциальный драматизм, love story, панорамные кадры. До сих пор у нас не было подобного произведения. В таком фильме Полтава может стать новой Вероной, в которой соединяются два сердца… во время коричневой чумы нацизма.

История, которую ретранслирует Е. Тополь, напоминает роман классика американской литературы ХХ века. Ф. Фіцджералда. Это сходство ощутима в атмосфере внутренней свободы, которую реконструирует автор. Перед нами история о архетипних Аниму и Анімуса, которые находят себя в любви.

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *