Летописный Збараж интересные факты о третьих самый древний город Украины

Фрагмент стены Старозбаразької крепости. Фото 1930-х годов.

Город Збараж на Тернопольщине, по свидетельству исторических источников, занимает третье место среди древнейших городов края после княжеской Теребовле (1097) и Шумская (1149).

О существовании, местонахождении и деятельности летописного Збаража можно судить по археологическим раскопкам, которые проводились на территории существования древнего города, а также по информации из некоторых справочных изданий.

С провозглашением независимости нашего государства была пересмотрена роль Збаража в истории Украины, в частности таких уникальных памятников археологии, как Старозбаразька крепость XIV-XVI вв. и памятник архитектуры XVII века. — Збаражская крепость.

Летописный Збараж локализуется четырьмя горами: Княжеской, Веселой, Бабьей и Монашеской (Монастырок).

Первые археологические раскопки в районе Старозбаразької крепости были проведены в 30-х годах ХХ века. Организовала и возглавила работу польский археолог Ирэна Сівковна, которая оставила для нас свидетельства об их проведении. Во время земляных работ был найден серебряный клад весом 0,5 килограмма.

Клад состоял из двадцати серебряных предметов, которые использовались как женские украшения. Датируется эта находка ХІІ-ХІІІ веком и сейчас хранится в одном из музеев Варшавы.

После этих раскопок в истории исследований Старозбаразького замка наступает долгая пауза, которая длится до 1990-х годов. За это время крепость еще больше обветшала.

Камни, что когда-то составляло часть замковых стен, было использовано на строительстве хозяйственных сооружений новообразованного колхоза. Пока в мае 1997 года на месте Старозбаразької крепости и прилегающей территории были проведены раскопки, которыми руководил ученый-археолог Михаил Филипчук.

В июне того же года начался второй этап археологического изучения Замковой горы. Им руководила археолог Тернопольского краеведческого музея Марина Ягодинская. Согласно материалам археологических исследований, на вершине гор Замковой и Бабиной было обнаружено два древнерусских городища, датируемые Х-ХІІІ веком.

Городище на Замковой горе расположен на левом берегу реки Гнизна, и именно здесь, на детинце были найдены остатки укреплений замка и подвальных помещений XV-XVI ст., а также четыре дугообразные валы (три древнерусские и один славянский), защищавшие городище с напольной стороны.

Именно это городище считается местом летописного Збаража. В этих двух вершин предстоит еще одна, которую занимает оборонная церковь начала ХVII века. с давней говорящим названием Монастырек. На территории церкви укреплений не найдено, но зафиксирован культурный слой XII-XIII веков. Все три достопримечательности расположены близко друг от друга, примерно в радиусе до 0,5 км. Возможно, именно они составляли в комплексе летописный Збараж.

Площадки обоих городищ разрушены окопами во время i И II Мировых войн и карьерами. Для выяснения времени строительства оборонительных сооружений памятников были разрезаны третий вал на городище на Замковой горе и внутренний вал на городище Бабина гора.

В ходе исследований городища на Замковой горе был заложен раскопки на территории детинца и изучено стратиграфию третьего дугообразного вала. А когда исследовали детинец, то обнаружили, что территория разрушена поздними перекопами — во время строительства замков ХIV — XVI вв., а также раскопками в XIX веке. В итоге было обнаружено разрозненную керамику раннежелезного времени, раннего и позднего этапов типа Луки Райковецької (VIII — начало Х века), древнерусскую керамику XI-XIII века. Для более четкой датировки оборонительных сооружений городища был сделан сечение одного из валов.

Археологические исследования показали, что вал был насыпан в ХІІ-ХІІІ веках. С внутренней стороны рва были найдены серебряный колт — уникальное женское украшение, состоявшая из двух пластин округлой формы, соединенных между собой маленькими пластинами. Наряду с этим многочисленные находки обломков керамической посуды, костей животных свидетельствовали о том, что это место было жилищем для многих поколений.

Подводя предварительный итог состояния укреплений Збаража на конец XIII — середина XIV в., можно предположить, что городище, наиболее вероятно, было разрушено, или «розметане», а поселение могло существовать в окрестностях так называемого летописного Збаража.

А напротив Княжеской горы высится Бабья гора. Раскопками ее конце XIX века. занимался Адам Киркор — известный литератор, редактор, исследователь и археолог. По результатам его археологических исследований было изучено данную территорию и сделано следующее описание.

На склонах горы, особенно восточной и южной стороны, лежат большие валуны (камни). Самая середина вершины горы представляет собой ряд незначительных выпуклостей, закиданих камнями или присыпанных мусором. Те неровности считаются фундаментами монастыря.

Во многих местах не глубже 50 см, а порой даже меньше, было обнаружено большое количество фрагментов глиняной керамики и много костей животных, а за пределами внешней стороны вала найдено пепелище с пеплом. Эти находки наводят на мысль, что на этом месте были сожжены человеческие тела.

В таком состоянии найдены хорошо пережженные человеческие кости. Отдельно от керамики и костей еще было обнаружено маленькую глиняную бусинку правильной формы, хорошо сделанную, и простой глиняный кружок с отверстием посередине.

А еще нашли фрагмент бранзолєта (браслета) или другой стеклянной украшения с кісними насечками на поверхности. Кроме этих предметов, там были еще острые железные стрелы, что принадлежали к более позднему периоду, которые были переданы бургомистру Збаража господину Юлиану Опольском для хранения в качестве памятников в магистрате.

Фрагменты керамики отмечались соответствующим орнаментом, который свидетельствовал о их очень древнее происхождение, характерное для Поднестровья.

Это были прямые линии по окружности сосуда, которые наносились кремневых ножиком (такую посуду было найдено на Подолье в Ивано-Пустом, Васельківцях, Жабинцях и Семену).

Итак, были найдены следы обрядового места, которое говорит о том, что, собственно, Бабья гора была тілоспалювальним кладбищем (крематорием по-современному. — Ред.).

В каждой могиле были черепки от посуды и другой утвари, крупнозернистые, такие же, как при раскопках вала. В могилах нет ни следа древесины. Только на одном скелете найдено на пальце серебряное кольцо и бронзовый кільчик, но это не говорит о том, что и на других не было бронзы. А всего на Бабьей горе выкопано 12 могил, но в 5 из них скелетов не найдено. Из погребений, где обнаружены скелеты, изъято 5 чашек, 2 из которых разбиты.

Поэтому можно сделать выводы, что дата основания Збаража как поселение является более ранней — в первой половине Х века. Составляющие средневекового города свидетельствуют о безусловно городской статус летописного Збаража.

О конкретного владельца или посадника этих земель того времени можно только догадываться, поскольку письменные источники его имени не подают.

Известно лишь, что краковский князь Лєшко II Белый, не сумев взять Галича, опустошал земли вокруг Теребовле, Моклекова и Збиража». Летописец отмечает, что взят был только Быковен, то есть Збараж выстоял в этих войнах. Этот факт может свидетельствовать о достаточно сильные оборонительные укрепления указанного городища-крепости.

В 1241 году из Киева начался поход Батыя на запад. Летопись упоминает только некоторые города, разоренные захватчиками: Колодяжен на Случи, Каменец и Изяславле на Горыни, Владимир, Галич и др. «которым нет числа». Но некоторые укрепленные города он не смог победить, в том числе Кременец, Данилов, Холм.

По свидетельству летописи, тысяцкий Дмитрий, сочувствуя уничтоженной стране, посоветовал хану Батыю не задерживаться в Галичине: «Не должен ты долго останавливаться в этой земле, пора тебе идти на Венгрию. Если задержишся — эта земля прочная, соберутся на тебя и не пустят тебя в твою землю».

И Батый пошел дальше на запад, на Польшу и Венгрию

В 1259 году Бурундай со своими войсками двинулся на Волынь. Князей он встретил враждебно и приказал им, снова как «союзникам», разрушить укрепления собственных городов.

Итак, говоря о состоянии укреплений Збаража конца XIII — середины XIV века, можно предположить, что городище было разрушено, или «розметане», а поселение могло существовать в окрестностях так называемого летописного Збаража.

С 1362 года Подолья, а соответственно и Збараж, относятся к вотчине князей Кориатовичей, поэтому вполне логичным будет предположить, что строительство замка начали именно они . Если более конкретно, это могли быть Александр Кориатович и Федор Кориатович, который был единственным владельцем этих земель к осени 1393 г. После них владельцем города и крепости был новгород-северский князь Дмитрий Корибут. За 200 лет истории замок часто реконструировался, модернізовувався и, возможно, перестраивался.

В 1434. владелец замка князь Федько Несвицкий приказал воздвигнуть вокруг города защитную стену. Город Старый Збараж состояло из двух частей — верхнюю часть составлял замок, к которому примыкало центр.

С 1442. владельцем города был Дениска Мукосей. А в 1463 году владельцем Збаража и ряда сел, закрепленных за городом, стал Василий Васильевич Збаражский. И уже в 1474 г. на город напали войска татарской орды хана Айдори.

С 1474 по 1608 годы владельцами Збаража были Семен, Андрей, Николай, Иван (Януш).

В историографии бытует мнение, что замок был разрушен татарами в 1589. и больше не восстанавливался. Исторические источники свидетельствуют о полном уничтожении Збаража, однако замок стоял поврежден, но не разрушен.

В 1946 г. на Замковой горе еще существовала Северо-западная стена (так называемая Конарова), потом ее разобрали, а камень забран для строительства коровников. На сегодняшний день на месте разрушенной крепости стоит памятный крест.

В народе существует немало легенд, касающихся летописного Збаража. В древности, вспоминают, на вершине Бабиной горы было языческое капище. Шло время, на месте языческого капища построили каменную церковь, с оборонительными бойницами.

Татары подошли к Старого Збаража. Кучка мужественных смельчаков храбро защищалась от яростных наездов. Вместе с мужчинами мужественно защищали родную землю женщины и дети, их отвагой увлекался даже татарский хан, пообещав им жизнь, если они добровольно сдадутся.

«Погибнем, но не сдадимся», — таким был ответ. Тогда хан приказал сжечь все, не оставив и следа крепости.

На соискание укрепления он бросил все силы. Последняя горстка защитников — женщины с детьми бежали по подземелью на противоположную гору, вошли в церковь и продолжили обороняться. Однако татары и там их нашли.

Тогда одна женщина сказала: «Родная земля, спрячь нас». И произошло чудо. Церковь с женщинами провалилась под землю, а потому и зовут ту гору Бабьей.

А татары превратились в камни, которые и до сих пор порозкидане по Бабьей горе. Говорят, что когда в тихий вечер приложить ухо к земле, то оттуда доносятся звуки колоколов и женское пение.

Легендами увенчанная и Веселая гора, что высится неподалеку. Старожилы рассказывают, что будто когда-то на вершине этой горы стоял замок. Там жила девушка невероятной красоты. Во времена нападений татар на наши земли облюбовал грозный хан Айдора, и захотел взять в жены. Местные жители поклялись не отдать ее в руки злосчастном врагу.

Однако красавица-збаражанка с гордо поднятой головой пошла навстречу своей судьбе, потому что не хотела крови своих братьев. Но случилось так, что хан в одном из боев погиб, а Веселая вырвалась из рук басурман и вернулась к родному дому. От того времени и гору называют Веселой.

Всего за 200 метров от Княжеской видно еще одну гору, которую в народе называют Монастирком. На вершине расположена оборонная церковь Спаса — древнейшая достопримечательность Старого Збаража (1600 г.) на месте уничтоженного православного монастыря Святого Онуфрия, который был основан, по преданию, также еще в XIII веке.

Церковь была оборонительным сооружением. Бойницы колокольни смотрели в три стороны, толщина стен превышала 1,5 метра, а вход располагался с южной стороны, где был солнечный часы.

В церкви есть неповторимый алтарь святого Онуфрия и четырехъярусный деревянный иконостас XIX века. Спасо-Преображенская церковь имеет характерные особенности для времени ее строительства. Над притвором в ней было построено двухъярусную башню-колокольню, что составляет одно целое с церковью. Конечно, это тоже одна из тогдашний нужд приспособить сооружение для обороны.

В 1480 г. князь Василий Несвижский (Збаражский) построил каменный монастырь оборонного типа. Сначала в 1525 г., а потом еще раз в 1598 г. он был дотла разрушен и не подлежал восстановлению. Вероятно, Свято-Онуфриевский монастырь мог входить в комплекс оборонительных сооружений Старого Збаража.

Збаражская земля, имея интересную и разнообразную историю, скрывает еще много тайн. Для посетителей нашего края является разработанная обзорная экскурсия по Летописном Збаража, что является популярной среди туристов из разных областей Украины и которую проводят работники Национального заповедника «Замки Тернопольщины».

Звездная МАЗУРАНЧИК,

младший научный сотрудник Национального заповедника «Замки Тернопольщины»Збараж Тернопольской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *