Пастух голубых оленей

Пастух голубих оленів

Пастух голубих оленів

Его герои были красивыми. Сцена из спектакля «Голубые олени», Киев, театр имени Франко, 1973. Слева направо артисты: Лариса Хоролец, Марина Герасименко, Степан Олексенко, Борис Ставицкий.

 

17 марта исполняется 100 лет со дня рождения Олексы Коломийца, самого популярного украинского драматурга 1960-1980-х годов.

Если когда-нибудь вам придется пройти мимо 21-й номер дома по киевскому Крещатику, задержитесь. Дом этот примечателен (послевоенный сталинский ампир), смотрит огромной аркой на горку Лютеранской улице. К арке ведут ступени, на которых зачастую происходит что-то интересное — то занятия по восточной гимнастике, то мини-концерт, то рекламная акция… что-То яркое, шумное, такое, что притягивает внимание и делает сам дом практически незаметным. Но взгляните на окна. От 1960-х годов в этом доме жил Алексей Коломиец.

Он родился весной 1919 года в Харківцях на Полтавщине. Был шестым ребенком в бедняцкой семье, где все умели и любили читать. Из этого же села родом еще один классик нашей литературы — Архип Тесленко.

В драматургию приходят разными путями, но что характерно — частенько в уже зрелом возрасте, с багажом, так сказать. Каждый из нас на этой земле — странник, и наполняет свою дорожную котомку то одним, то другим — бедами, радостями, встречами, расставаниями. В котомке Олексы (Алексея, если по паспорту) Коломийца до момента появления его первой пьесы уже был и переезд из родного села в город, и газетный техникум (где учились будущие писатели Олесь Гончар, Григорий Тютюнник — тоже ребята с Полтавщины), и рабфак Харьковского института советской торговли, и исторический факультет Харьковского университета, и комсомол, и фронт. На войне — с первых ее дней, служил артиллеристом, пока не демобилизовали из-за ранения летом 1942 года. Бывал и в редакторском кресле (газета «Молодежь Украины», журналах «Смена», «Утро»).

Первую пьесу — «Фараоны» — он написал в 1961 году, когда ему было уже за сорок. Эти сорок лет были в жизни Украины очень драматичными: коллективизация, голод, єжовщина, война. Все перечисленное, казалось бы, не способствовало появлению комедии. А «Фараоны» — как раз комедия, сделанная в лучших традициях античных и отечественных комедиографов. Герои «Фараонов» — обычные украинские колхозники, показанные в фантастических обстоятельствах (женщины и мужчины меняются местами в иерархии профессий). Пьеса получила стремительный успех, первая его премьера состоялась в Москве, в театре им. Гоголя. А уже к концу 1962 года «Фараоны» шли в 71 театре Союза. До этого среди наших драматургов всесоюзный успех имел только Александр Корнейчук, любимец Сталина.

Вслед за дебютной пьесе на сценах появлялись другие, почти каждый год — новая пьеса. Так мир увидели «Двенадцатый час» (1961), «Чабрец пахнет солнцем» (1963), «Прошу слова сегодня» (1964), «Планета Сперанта» (1965), «Спасибо тебе, моя любовь» (1966), «Бокал вина для адвоката» (1969), «Горлица», «Первый грех» (1970), «Одиссея в семь дней»(1972), «Голубые олени» (1973), «Кравцов» (1975), «Серебряная Паутина» (1977), «Дикий Ангел» (1978), «Ливень» (1986).

Коломиец никогда не занимал руководящих должностей (в отличие от того же Корнейчука). Зато он сам был человеком-театром. Прекрасно умел показывать по-актерски своих знакомых и персонажей собственных пьес. Среди друзей имел безобидное прозвище Алеша-Камбоджа — его лицо действительно напоминало веселую театральную маску из Индокитая.

Если Бог действительно любит троицу, то вершинных пьес в Коломийца было таки три. Первая — уже названные «Фараоны», вторая — «Голубые олени», чрезвычайно популярны в 1970-х годах и удостоены Шевченковской премии. А третья — «Дикий Ангел», получившая в свое время Государственную премию СССР (хотя в этой драме Коломиец почувствовал крах того самого СССР еще за десять лет до того, как это произошло).

…Успех драматурга — вещь преходящая. Сейчас его пьесы практически сошли со сцены. Разве что «Фараонов» можно вживую увидеть в столичном Театре на Подоле. А еще «Фараоны» остались на кинопленке, причем в двух вариантах: фильм-спектакль франковцев с участием Николая Яковченко (1964) и фильм «Прощайте, фараоны!» (1974).

Коломиец отошел по сути вместе со своими пьесами. По завещанию 1994 года, его похоронили в родных Харківцях рядом с могилами матери и Архипа Тесленко.