Перестань использовать народные поговорки — они опасны

Мы привыкли к тому, что пословицы — это отражение накопленного народом опыта. Но смысл их часто неоднозначный, словно намек на изменчивость самой человеческой природы.

Перестань використовувати народні приказки - вони небезпечні

«Худой мир лучше доброй ссоры»

Подводный камень: Замалчивание проблемы

Мария Лекарева, гештальт-терапевт: Важно иметь в виду, что «добрая ссора» в архаичной русской ментальности предполагала, скорее, кулачные разборки, совсем не всегда проясняют точки зрения собеседников. Худой мир был более производительный, позволяя вести переговоры. Однако в сегодняшних обстоятельствах поговорка, скорее, усугубляет проблему и «консервирует» взаимонепонимание, передает Rus.Media.

Лев Хегай, юнгіанский аналитик: В нашей культуре эта поговорка в чем используется компенсаторно: выражает то, чего нам не хватает. Мы не отличаемся способностью к компромиссам и мирному сосуществованию с соседями. С психологической точки зрения ценность имеет не ссора ради ссоры, а взаимопонимание партнеров, ради достижения которого иногда приходится открыто высказывать свою позицию и прояснять чувства. Так что поговорка призвана настраивать на труднодостижимый для нашей переговорной культуры идеал.

«Коней на переправе не меняют»

Подводный камень: Неспособность вовремя менять решения и проявлять гибкость

Мария Лекарева: Поговорка отражает нашу склонность полностью полагаться на решение тех, кто несет ответственность. Российский народ традиционно привык жить общиной, и дух коллективизма нам более присущ, чем дух выраженного индивидуализма. Поэтому умение подчинять себя чьим-то указам вполне укладывается в коллективный народный опыт. Но это часто приводит к безответственности, по принципу «вот приедет барин, барин нас рассудит». Темпы развития в современном мире требуют оперативности, и лишняя инерция, явно выраженная в поговорке, может навредить.

Лев Хегай: Пример негнучкої поведения в критической ситуации. Нам часто психологически комфортнее держаться принятого решения, и защитные механизмы убеждают нас, что последовательность — самая мудрая стратегия. Однако на самом деле нам просто тяжело выходить из зоны комфорта и брать на себя ответственность за новые решения.

«Старый друг лучше новых двух»

Подводный камень: чрезмерная закрытость

Мария Лекарева: С одной стороны, поговорка свидетельствует о верность и надежность, особенно если учесть, что одним на Руси называли только после совместно съеденного пуда соли. С другой, поговорка рассказывает и о недостаточной требовательности. Изменения исторически давались нам тяжело, отвергались общиной и купечеством, поэтому своя, проверенный человек, пусть и с определенными недостатками, оказывалась безопаснее и лучше чужака, чьи достоинства пока нам неизвестны. Такая позиция без критического осмысления качеств партнера может вести к застою в любых начинаниях и отношениях.

Лев Хегай: Кроме того, что поговорка действительно может отражать страх сделать шаг вперед и открыться новым встречам, она намекает и на отсутствие доверия между людьми. Из-за исторических потрясений и трудностей жизни, с которыми нам пришлось столкнуться, мы с недоверием относимся к любым изменениям. В том числе и к появлению новых людей в окружении.

«Бедность — не порок»

Подводный камень: пассивность и лень

Мария Лекарева: Важно определить, о какой уровень бедности идет речь. «Честная бедность позволяла жить на заработанные средства, не чувствуя острых лишений, но не обладая уровнем жизни людей состоятельных. В 90-е годы прошлого века это правило помогало людям многих профессий, не стремительно включились в рыночную экономику. Однако эта установка может тормозить человека, не давая возможности перейти на новый уровень размышлений, планирования своей жизни.

Лев Хегай: Христианская мораль превозносит нестяжательство, аскетизм, укрощения гордыни и амбиций, которые можно понимать под благородной бедностью. Однако во многом поговорка отражает и оправдывает присущий нам состояние созерцательности, что граничит с ленью и бездействием там, где важно проявить волю и трудолюбие.

«Клин клином вышибают»

Подводный камень: усиление проблемы

Мария Лекарева: В переносном смысле выбивания клин клином предполагает использование средства, аналогично вызванную проблему. Однако после неудачи в деле нет большой пользы в хаотической активности — в этом случае «клин клином» только ухудшит положение. Чтобы применять клин как психологическое средство, важно, чтобы человек в нем застряла. Например, в размышлениях о причинах неудачи, в самобичевании. Тогда клин в виде другого вида активности может оказаться вполне кстати. В спорте или цирковых трюках, если человек падает, ему часто советуют повторить задание, чтобы организм запомнил удачу, а не поражение. Возник страх перечеркивать переживанием нового страха.

Лев Хегай: Поговорку опасно воспринимать буквально. Например, наша привычка лечить похмелье алкоголем хоть и приносит временное облегчение, в долгосрочной перспективе часто оборачивается алкоголизмом. В любовных отношениях, слепо придерживаясь этого принципа, мы рискуем ходить по замкнутому кругу. Стоит отнестись к поговорке как до гомеопатического принципа: «яд содержит в себе лекарства». Это означает, что не надо бежать от проблемы. Важно разрешить кризис усилиться, чтобы полностью осознать ситуацию. Если лечить боль от расставания новыми отношениями, то мы с большой вероятностью повторим прежние ошибки.

Share Button

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *